fvl1_01 (fvl1_01) wrote,
fvl1_01
fvl1_01

Categories:
  • Music:

Герои забытые и незаметные...

Пора прервать затянувшееся молчание…

Поговорим о скромных и незаметных. О незаслуженно забытых. Об одном маленьком дирижабле.

В истории войн нечасто случалось такое, что один боец выполнял «работы» чуть ли не больше чем все остальные вместе взятые. Нечасто, но случалось. Было такое и в Первую мировую войну, во Франции, с французскими армейскими дирижаблями.

До 1914 года Франция заслуженно гордилась своей авиацией (вспомним легендарные «птичники» - собственно все предвоенное развитие самолетов не отделимо от Франции, французских аэродромов, французских авиамоторов, французских «авиационных недель» - да, первый нормально полетевший самолет полетел у братьев Райт в Америке, но славу самолету дала Франция. Было чем гордиться французам и в области воздухоплавания – первые дирижабли (кстати то же французское слово – управляемый), первые рекорды. Гиганты графа Цеппелина, вытянутые и сумрачные – превосходили французские конструкции и практичностью, и прочностью, и грузоподъемностью со скоростью – но французы брали количеством, «давили массой», многообразием конструкций и идей.

Прогресс не обходился без жертв. Собственно эта история началась с трагедии – 25 сентября 1909 года дирижабль «Репюблик» возвращался с удачно проведенных маневров французской армии. Его храбрый экипаж сфотографировался перед вылетом (любой современный пилот скажет вам что дурнее приметы не существует, но тогда опыт у "летающих" был еще невелик, не было наработано и примет…)

http://blondel.dominique.free.fr/images/Republique14.jpg

Около 8:35 утра их дирижабль видели идущим на большой для того времени высоте в 8 километрах севернее французского города Moulins. Неожиданно, что то большое и темное отделилось от гондолы дирижабля – потом произошел разрыв оболочки. В обломках гондолы погибли все четверо аэронавтов – капитан Маршал, лейтенант Шоре и адъютанты (младший лейтентант) Венсено и Ру. Расследование показало что виновником катастрофы стал один из воздушных винтов – он разрушился не выдержав нагрузок.

Погибших аэронавтов похоронили с почестями, в их честь назвали площади и улицы в Париже. Решено было так же увековечить их память в названии новых дирижаблей.

Дирижабль в память механика, адъютанта Венсено был построен через два года после трагедии. Он принадлежал к типу «воздушных крейсеров» объемом в 9000 кубических метров заказанных французской армией.

Строила его фирма «Клеман Баяр» - было построено два дирижабля слегка отличавшихся друг от друга №3 – «Дюпюи де Лом» , названный в честь известного инженера, конструктора кораблей и автора одного из первых французских дирижаблей и №4 – «Адъютант Венсено» оба были построены в 1911м году и в начале 1912 приняты французской армией.

http://historyworlds.ru/uploads/gallery/main/60/03_13.jpg

Построенные дирижабли принялись устанавливать новые мировые рекорды.

«Дюпюи де Лом» побил рекорд высоты – он поднялся на 2900метров с 6ю пассажирами, «Адъютанту Венсено» достался рекорд продолжительности полета – утром в пятницу 26 июня 1914 года дирижабль под управлением капитана Этьена Жозефа Франсуа Жу (Joux) поднялся в воздух с 8ю пассажирами на борту и пошел по большому кругу Туль – Седан – Мобеж – Компьен – Париж – Линьи – Шалон и снова Туль. Он сел вечером 27го, проведя в воздухе 35 часов 20 минут и намотав на винты 1235 километров. А наутро 28го июня в столице Боснии и Герцеговины Сараево - австрийский эрцгерцог с супругой уселись в автомобиль…

Как обычно и довольно часто бывает начало войны застало французские дирижабли (второй флот дирижаблей в мире, уступали только Германии, и то по суммарному объему а не по количеству аппаратов) абсолютно неподготовленным. Из восьми считавшихся исправными французских армейских дирижаблей только 5 были готовы к боевым действиям – при этом из за проведенных перед войной демобилизаций почти не было подготовленных кадров летного состава и обслуживающего персонала. Хуже этого – напуганные пропагандой французские солдаты четко знали – любой дирижабль в воздухе – это бошевский цепеллин… «Дюпюи де Лом», брат нашего героя погиб возвращаясь из первого же боевого вылета – его со всем экипажем сбили французские пехотинцы над Реймсом. Только к марту-апрелю 1915 года французское командование догадалось выделить «коридоры безопасности» для своих дирижаблей - в пределах которых была запрещена всякая стрельба по ним.

Вот в таких условиях пришлось включится в боевую работу «Адьютанту Венсено» и он не посрамил имя отважного воздухоплавателя которое носил.

За ним не числилось громких, разрекламированных пропагандой, подвигов и заметных операций - но при первой же возможности, ночью он направлялся в немецкий тыл. У французов перед войной даже не было конструкций пригодных для дирижаблей авиабомб и с него сбрасывали вниз старые 155 и 90мм снаряды с переделанными взрывателями… по 30 штук «подарков» от 40 до 7 килограмм каждый. У «Венсено» не было «холостых» выстрелов – каждый вылет , даже разведывательный сопровождался бомбометанием. Он вступил в бой в ночь с 8 на 9е августа и в октябре 1914 провел самый удачный свой вылет в том году - разбомбив бивуак немецкой пехоты у Витремона, до конца года успели совершить 14 боевых вылетов, в основном на передний край, В 1915м уже начались «стратегические бомбардировки»: 12 вылетов – налетам подвергались удаленные объекты – города в долине Рейна, эти налеты имели большой успех и малую известность. Пропаганда союзников клеймила «детоубийц» - рейдеры Цеппелина над Лондоном, об аналогичных своих налетах на германские города предпочитали помолчать. Не раз корабль возвращался из вылета с боевыми повреждениями – германские пехотинцы лупили из винтовок на шум моторов дирижабля. А рабочий потолок был всего 2000м, по мере износа корабля и того меньше. В 1916м году комиссия обследовала состояние двигателей корабля – выяснилось что до предела изношенные моторы (служившие с 1911 года) не позволяют уже кораблю летать против ветра. Стало ясно что требуется капитальный ремонт или вообще списание. Но, шел 1916й год и немцы решили попытать счастье в районе французской крепости Верден. «Мясорубка» начала свою работу 21 февраля. И с этого момента для Франции стали жизненно важны «все способные держать оружие»… Война становилась тотальной. И единственный, еще остававшийся в боевом строю из предвоенных кораблей «Венсено» не мог остаться в стороне. Взятие или успешная оборона Вердена напрямую зависели от действий артиллерии. Артиллерия же зависела от снабжения – бесконечные колонны автомобилей и поездов подпитывали грандиозный механизм войны. Французы назвали единственное шоссе шедшее к Вердену «священной дорогой» - 6000 автомобилей непрерывно курсировали по ней перевозя до 20 тысяч человек и 3500т груза в стуки. Сходные «питательные пути» были и с немецкой стороны – каждый удар по этим артериям войны, по перекресткам дорог, по узловым железнодорожным станциям имел несомненную ценность. «Мясорубка» в среднем перемалывала по 1500 французов и 1500 немцев в сутки (убитыми и ранеными).

Дирижабль «Адъютант Венсено» успел совершить в этот «Верденский год» 5 боевых вылетов в немецкий тыл. Он вел «вооруженную разведку» германского тыла – Метц, Брей, Тионвиль. Бомбил железнодорожную станцию в Конфлане, Пять вылетов… С моторами которые отказывали в каждом полете и еле двигали штопанную-перештопанную оболочку. Через организованный огонь немецких зенитных батарей (хорошо хотя бы что не появилась пока у противника ночная авиация), через залпы винтовочного огня пехоты противника (и что греха таить – и своих то же). Выручал опыт командира капитана Пакиньона (Paquignon), тщательное планирование каждого рейда с учетом погоды… Выручало везение… Выручало до поры – в ночь с 1 на 2е июня 1916 года, немецкая полевая артиллерия в районе Серруа (Serroux) сбила доселе «неуловимый» дирижабль возврашавшийся после сброса очередных 30 «подарков» на немецкие тылы северо-восточнее Вердена. Пробитая оболочка дала возможность «дотянуть» гондоле почти до своих позиций – траншей около Callone. Судьба экипажа мне увы неизвестна.

Адъютант Венсено пал за Францию.

http://inlinethumb11.webshots.com/28490/2419902050101100647S600x600Q85.jpg

Ангар в Туле – «гнездо» «Адъютанта Венсено» и герой нашего повествования

http://pagesperso-orange.fr/jmpicquart/images/ToulHangarDirig02.jpg

Верден отстояли войска Анри Филиппа Петена – но это было начало новой истории, к которой отважные аэронавты уже не имели никакого отношения..

Построившую дирижабль фирму «Клеман Баяр» в 1922м году поглотил концерн «Ситроен».

А теперь просто статистика = за всю войну 10 армейских французских дирижаблей, на которые возлагались такие надежды, совершили 63 боевых вылета. «Венсено» – совершил 31 из них.

Такие дела.

Tags: Железки
Subscribe

  • Рецензия нерецензия на хорошую книгу.

    Олег Растренин. "Советское авиационное вооружение, самолет против танка". Сначала про книгу - книга очень хорошая. Прочитать надо в…

  • Возможно полезная книга

    Это как бы прочел сам - расскажи другому, не могу не поделиться впечатлением Для любителей железных дорог - чудная чудная книга, но на английском.…

  • Просто так. Из очень старого.

    Т-34-85 - поле зрения при съемке меньше чем если смотреть глазом. Но и так все понятно. Просто так. Ну и просто Одри. То же с оптикой.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Рецензия нерецензия на хорошую книгу.

    Олег Растренин. "Советское авиационное вооружение, самолет против танка". Сначала про книгу - книга очень хорошая. Прочитать надо в…

  • Возможно полезная книга

    Это как бы прочел сам - расскажи другому, не могу не поделиться впечатлением Для любителей железных дорог - чудная чудная книга, но на английском.…

  • Просто так. Из очень старого.

    Т-34-85 - поле зрения при съемке меньше чем если смотреть глазом. Но и так все понятно. Просто так. Ну и просто Одри. То же с оптикой.…