fvl1_01 (fvl1_01) wrote,
fvl1_01
fvl1_01

Categories:

Продолжение рецензии не рецензии на книгу О.Растренина.

Начало тут - http://fvl1-01.livejournal.com/65084.html

Собственно здесь мне хотелось бы сказать про СИСТЕМУ авиационного стрелкового вооружения в СССР до войны. И это написано не только и не столько по материалам книги Растренина.

Лучшим же эпиграфом будет цитата из Пикуля:

"Санитарных условий не имеется, а каждого заболевшего обещаю отослать в лазарет, чтобы он мог помереть на законном основании. Вчера один ни на что не жаловался, лег у мангала и скончался путем сна. Диагноз – труп".

Собственно в отличие от системы бомбового вооружения складвывавшейся еще на основе опыта Российской империи и Первой мировой с Гражданской, ставшей в СССР уже к середине 1930х весьма стройной и продуманной. Можно спорить о частностях, но не о факте наличия систематического подхода и стандартизации) и пожалуй выдержавшей все испытания войной (хотя и смененной на еще более стройную и продуманную систему (обр. 1944 г) сразу после войны).   Так вот в стрелковом авиационном вооружении до почти конца 1930х царила легкая анархия и разброд с шатаниями.

При этом ни в коем случае нельзя сказать что авиационное стрелковое вооружение в СССР было однозначно плохим, не соответствовало тогдашнему мировому уровню и т.п. Наоборот - "бессистемное конструирование" ведущеся и по заказам представителей авиационных ведомств и по инициативе заводов и конструкторов дали в 1920-1930е годы стране весьма неплохой набор оружия:

пулемет винтовочного калибра для синхронных и крыльевых установок ПВ-1.

Создан в 1926м году - на ТОЗ, А.В. Надашкевичем. Подобно британским авиационным "Виккерсам" и немецким "Шпандау"  был адаптацией станкового пулемета под авиационные нужды. От "Виккерса" отличался несколько большей массивностью и частично компоновкой, от немецких пулеметов в принципе не отличался ничем - потомки Максима и все этим сказано.  Но изюминка была - буферная пружина  что позволило немного поднять скорострельность (с 600 до 750 выстрелов в минуту)

Первоначально имел неоптимальный (но облегченный) короткий ствол, что давало огромный сноп пламени при выстреле и дурно влияло на кучность, потом, со сменой приоритетов в Авиапроме (специалистам Арткома удалось достучаться до руководителей ВВС РККА) - получил ствол нормальной длины резко улучшивший все параметры стрельбы.  В доводке  пулемета участвовали будущие известные конструктора оружейники Владимиров и Ярцев. Токарев так же "мимо проходил" не без положительных последствий, ну и как же без Третьякова, живой легенды ТОЗ (он отвечал за оптимизацию сечения надульника, что так же немного подстегнуло скорострельность и главное обеспечило надежность автоматики при большом разбросе длин ствола и энергии патронов, пулемет действительно мог стрелять всяким барахлом включая лежалые патроны и т.п.).


Установка раннего варианта ПВ-1 еще с облегченным коротким стволом.

С развертыванием массового производства в 1928м и до сборки последних из задела в 1940м выпущенно около 18 тыс штук. Причем значительная часть из них вернулась в ходе Великой Отечественной "с небес на землю" - 3009 пулеметов ПВ-1 были установлены на станки Соколова  создав облегченный более чем на 6 кило вариант Максима (первые такие переделки случились еще в республиканской Испании, куда этот пулемет поставлялся), еще часть использовалась в составе строенных зенитно-пулеметных установок


ЗПУ с строенным ПВ-1 системы Н.Токарева.

Пулемет не имел никаких особых достоинств, но не имел и никаких серьезных недостатков.  Воевал честно, конечно к концу 1930х он безнадежно уступал пулеметам нового поколения (вроде 7,62мм авиационного Браунинга и немецкого MG-17), но  надежность и неприхотливость оправдывали примерно на 40% большую массу чем у большинства одноклассников.


Попытка развить успех пойдя по пути "Виккерса" - создать облегченную версию пулемета ПВ-1 но с максимальным использованием аллюминия и легких сплавов у А.В. Надашкевича не удалась. Его опытный облегченный пулемет А-2 не прошел испытаний. В дальнейшем Надашкевич переключился на бомбы, и несмотря на две отсидки и работу в шарагах приложил руку к 100 мегатонной "Кузькиной матери" и самолету носителю для ея...

Так или иначе но ПВ-1 закрыл проблему с синхронным и крыльевым пулеметом на пятилетку, и до самолета И-152 включительно долгое время ставился как основное стрелковое вооружение на советские истребители в параллель с более современными типами оружия.

пулемет винтовочного калибра для турельных установок бомбардировщиков и разведчиков ДА.

Создан в 1926-28-м  в Коврове В.А. Дегтяревым. Глубокая и основательная модернизация пулемета ДП.

Легкий, очень легкий (7,1 килограмма без магазина, отличный результат для конца 1920х), достаточно надежный, легко монтировался на турельные установки вместо распространенных до того в ВВС РККА "Люисов-Авиационных".

Питание из магазина - трехрядного, дискового. Первоначально был расчитан на 65 патронов, принят на вооружение с емкостью в 63 патрона, в частях старались зарядить 60 патронов: слабые пружины (в СССР тех лет были большие проблемы с пружинной сталью, да вообще с качественными сталями, что часто ограничивало творческую мысль оружейников и сбивало на взлете хотелки военных). Перезарядка магазинов быстрая и удобная, даже удобнее чем на пехотном варианте. В этом отношении он не уступал немецкому МГ-15 с 75 патронным "троммельмагазином" (имевшим к тому же склонность к заеданию) и лишь незначительно уступал 96-100 патронным магазинам "Льюисов" и "Виккерс-К".



Несколько больший вес снаряженного магазина правда был недостатком. Но зато легок сам пулемет. Танковый вариант пулемета ДП - ДТ развивался параллельно с авиационным и вполне "прижился" на бронетехнике

Был вполне надежен, удобен , разворотлив. Имел достаточно оптимальный и оригинальный гильзосборник (прозвали его "кошелек", что бы гильзы не катались по кабине самолета.  Но имел один главный и неистребимый недостаток для авиационного пулемета - низкий темп стрельбы (600 в/мин, для сравнения Виккерс-К 950-1000 в/мин, немецкий MG-15 - 1100-1250 в/мин.). Положение чуть поправляла спаренная установка - ДА-2. Но ценой большего веса. А то и ставить ДВЕ турели там где можно было обойтись одной:


Бортовой залп "воздушного линкора 2-го класса"...



Поэтому с самого начала пулемет ДА считался весьма временным решением - уже Григорович на ТБ-5 и Туполев на МИ-3 пытались на подвижные стрелковые установки приспособить более скорострельные пулеметы - тот же ПВ-1 в варианте для турели. Да еще с ленточным питанием - что повышало не только техническую но и боевую скорострельность.

Попыткой модернизации стал пулемет ДАС созданный Дегтяревым и Шпагиным. Но этому образцу не повезло - конкурировать ему пришлось уже с вундерваффе начала 1930х "чудо пулеметом" Шпитального. И несмотря на то, что ДАС весьма достойно прошел испытания, магия цифр - 1800 выстрелов в минуту у Шпитального против 1200 у Дегтярева и Шпагина четко определила кто будет победителем в гонке.


Несмотря на это пулеметы ДА (выпущено  до 1932 года 12914 штук одиночных, и до 1935 г  16040 штук "спарок" ДА-2) прошел череду войн и конфликтов 1930х и Великую Отечественную без особых нареканий. Надежность пулемета показанная еще прототипом (40000 выстрелов с 0,6% задержек) часто была важнее скорострельности. Благо нашли себя пулеметы ДА уже через годы после окончания выпуска как вооружение легких ночных бомбардировщиков У-2, для которых этот легкий и компактный пулемет на шкворне часто оставался "последней надеждой" экипажа. Повоевали выпущенные с "большим запасом" пулеметы и в различных сухопутных зенитных пулеметных установках (куда очень хорошо шла 23,5 килограммовая "спарка").



Но велик был соблазн заменить эти два пулемета на единый авиационный пулемет - и в начале 1930х борьба за создание такого образца в СССР начинается. На сцену выходит Шпитальный...

Об сем далее...
Tags: XX век, Книги, Люди, авиационное вооружение, железки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 110 comments