fvl1_01 (fvl1_01) wrote,
fvl1_01
fvl1_01

Categories:

Неожиданная грань таланта Курчевского :-)

 Немало интересной информации можно почерпнуть просто из периодической печати. Особенно если мы говорим про издания "интересных времен"

И вот некоторое время пролистываю я подшивки журнала "За рулем"  (кому интересно - выложены на "мир книг".

Разное попдается. И трогательное, и смешное, и ошибки, и успехи, и просто начинаешь лучше понимать людей тех лет.

Итак на дворе 1935й год.

Номер журнала "За рулем" 23й (тогда он выходил раз в две недели).


Статья "Первый сезон советского авто-мототуризма" (что уже само по себе показательно - года четыре назад в целом дороги по стране еще такие что любая поездка между двумя городами смело называется автопробегом - а тут уже туризм).

Да автомобилей пока мало, советские автотуристы - это либо немногочисленные владельцы личных машин, либо организованные группы: "Из Москвы в Сухум на полуторотонном грузовике ездила группа журналистов во главе с т. А.Зоричем" (нет не шутка, не писатель-фантаст, но представим себе - в кузове полуторки, журналисты, из Москвы в Сухуми :-) Вот были времена.

Группа москвичей, владельцев машин, совершили интересную поездку протяженностью около 8000 км. (пробег автомобилей ФОРД-А и ГАЗ-А тогда - до капремонта был около 40 000 км - так что оцените).

Командир Черноморского флота т. Ревякин, на мотоцикле, вместе с женой - 2500 км по маршруту Севастополь-Кременчуг-Чернигов-Киев-Одесса-Севастополь. То же по современным меркам недурно.


Считанное количество таких автотуристов - кто восстановил старый рыдван с автокладбища или приобрел "наследие НЭПа", кому повезло выиграть автомобиль или мотоцикл в лотерею, кто получил его в качестве награды и так далее. Иногда, как в случае с полуторкой журналистов - это машина либо автоклуба или ячейки Автодора. Это пока действительно бедная страна.


Но среди всех этих описаний автопутешествий есть истинно прекрасное:

"Инженер Курчевский оборудовал свою трехосную легковую машину радиоустановкой и походной кухней, отапливаемой отходящими газами мотора. В кузове имеются два спальных места, откидной столик, аптечка и т.д. Машина т. Курчевского имеет два запасных бака горючего емкостью в 260 литров.  Один бак расположен за сиденьем водителя, второй подвешен в передней части рамы. Подача горючего из добавочных баков в главный производится под давлением. Машина может пройти без дозаправки 1200 км.
Автомобиль  Курчевского оборудован так же запасными цепями, хранящимися в специальном ящике на правой подножке. Это позволяет идти машине по полному бездорожью. Для защиты машины во время ночевок в глухих местах смонтирована установка с трансформатором высокого напряжения. Ток высокого напряжения подается на корпус машины. Машина оборудована плафоном для освещения кабины и сильным прожектором. Зимой она легко превращается в снегоход, путем замены передних колес лыжами, а на задние ведущие колеса надеваются резиновые гусеницы.
Туристкий автомобиль т.Курчевского заслуживает большого внимания"

Нельзя не согласиться с автором статьи, М. Юнпроф - заслуживает и мы это внимание обратим.

Что это за чудо машина - ба, так это "Трехоска Курчевского"


Здесь она с безоткаткой системы самого Курчевского.


Их собрали несколько сотен штук, конструкция оказалась крайне неудачной - "К тому же неправильно технически выполнена кинематическая схема главной силовой передачи к ведущим осям при данной конструкции подвески. Отсюда, как следствие, коронные шестерни, сателлиты, малые конические шестерни второго карданного вала и полуоси воспринимают периодически неровные динамические нагрузки, и как следствие - сильный износ и поломки даже при небольшом пробеге (600 км)." И несмотря на протежирование тогда Курчевскому самого Тухачевского, неудачные автомобили через пару лет сплавят куда подальше - вплоть до монгольской границы.

Вот отрывок из воспоминаний выдающегося конструктора В. Грачева :

Освоение ГАЗ-ААА шло мучительно: грелись червяки. Пытались подбирать смазку, "играть" зазорами. А тут еще возникли трудности с другой машиной. О ней мало кто знает, хотя ее история по-своему поучительна.

Начало тридцатых годов у нас на заводе, как и во всей стране, было временем нервным, когда авторитеты внезапно создавались и столь же быстро рассеивались. Серьезным доводам "за" и "против" мало кто внимал. Так получилось и с трехоской Курчевского - ГАЗ-ТК. Над ней мы работали в 1933-1934 годах. Леонид Васильевич Курчевский, известный изобретатель военной техники, еще в 1925 году предложил конструкцию безоткатной динамореактивной пушки, что-то вроде современной базуки. Он выдвинул также идею установить ее на шасси легкового автомобиля. Для этой цели группа конструкторов во главе с Шараповым разработала трехосную модификацию ГАЗ-А. Добавочная (третья) ведущая ось, по их замыслу, должна была повысить проходимость, а на удлиненной раме хватало места и для пушки, и для ящиков с боеприпасами, и для расчета.

Надо сказать, выпуск ГАЗ-ТК заводу навязали, хотя конструкция его была довольно сырой. К чему это привело?
Чтобы получить достаточный запас тяги, пришлось увеличить передаточное число главной передачи с 4,44 до 6,60. Для этого использовали конические шестерни от грузовика ГАЗ-АА, а не от легкового ГАЗ-А. Но в тесном картере главной передачи ГАЗ-А, который устанавливали на трехоску Курчевского, ведомой шестерне ГАЗ-АА не хватало места в ширину. Пришлось сделать деталь тоньше - но при термообработке такие шестерни коробились, геометрия зацепления нарушалась. Приближавшийся издалека ГАЗ-ТК, еще не видя, узнавали по "вою" шестерен в ведущих мостах.

Неудачным оказался привод тормозов: при переездах через бугры довольно хлипкая рама перекашивалась. Из-за этого самозатягивались тормоза (еще с механическим, а не гидравлическим приводом). Словом, недостатки были серьезные. И все-таки в начале 1933 года на завод поступило указание осваивать ГАЗ-ТК.

Директор передал мне к исполнению письмо конструктора этой машины Курчевского, в котором тот предлагал выпускать свою трехосную модификацию ГАЗ-А. Была на письме положительная резолюция заместителя Наркомвоенмора М. Н. Тухачевского, ведавшего освоением новых типов вооружения для Красной Армии, резолюции других высокопоставленных лиц. Хорошо зная слабые места машины, я по молодости (едва исполнилось 30) сгоряча махнул наискось листа свое заключение:
"Считаю нецелесообразным. С инженерной точки зрения неудачная конструкция".
И вмиг из руководителя конструкторской группы превратился в рабочего-сборщика на конвейере канавинского завода - старого предприятия, где условия труда были даже по тем временам плохими. Воистину - "кадры решают все".

На мое счастье, работал тогда на ГАЗе военпредом очень принципиальный человек. Фамилия его была Сыч. Он отказался принимать для армии несовершенную машину, хотя к 1934 году их собрали сотни две. В конце концов Сыч доказал свою (и косвенно - мою) правоту. Всю партию машин военные забраковали, и вскорости ее продали в Монголию, надеясь, что на равнинной местности (словно бы вся эта страна ровная как стол) недостатки, скажем, тормозов ГАЗ-ТК станут не очень заметны.

Вскоре после того, как доводы военпреда были услышаны, меня восстановили в прежней должности и премировали месячным окладом. На сей раз - за бдительность. Наказывали наотмашь и поощряли так же...



 Конструктора можно понять - ему сначала пришлось мучаться с идеей самого Курчевского, а потом создавать свою - и придется потом воплощать сначала в виде опытного ГАЗ-АААA  (произносилось как ГАЗ-четыреА)-


А потом в виде трехосок ГАЗ-М21 (да да - еще далеко до "Волги" :-)   уже на базе "Эмки"




Но не задалась у нас история легковых трехосок - имея несколько более высокую проходимость чем обычные легковушки - они были сложнее и дороже в производстве но уступали полноприводным машинам. Но это уже другая история.

Но инженер Курчевский хорош - военную, секретную машину заграбастал себе как собственную, поставил на нее "электрический пугатель" и вперед, в автотуризм... Надеюсь хотя бы безоткатку перед путешествием зачехлил.

Кстати самые первые 20 выпущенных ГАЗ-ТК по некоторым сведениями вообще не имели привода на дополнительную ось - то есть были формулы 6х2 а не 6х4. Но это еще нуждается в проверке. Интересно какой была "туристическая" версия у самого Курчевского?

Вот такие были интересные времена - 1935й год.
Tags: Люди, автомобили, железки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments

Recent Posts from This Journal